Этой весной я издала свою книгу — сборник коротких рассказов и эссе. Теперь ее читают в двадцати странах мира, а я подвожу итоги уникального опыта. Почему я годами боялась и мечтала, а сделала все за три недели. Почему выбрала самиздат и как умудрилась не только потратить, но и заработать. Что мне помогло начать, не бросить, довести до конца и напечатать именно такую книгу, о какой я мечтала. Как я решала тысячи маленьких вопросов написания, издания и продажи книги, и какие ошибки постараюсь не повторять в следующий раз.

Обо всем об этом я пишу, чтобы поделиться с вами. Пишу в своих майских переездах, сидя на коробках, делаю заметки в телефоне, пока готовлю или гуляю с детьми, наговариваю на диктофон в три часа ночи, проснувшись с идеей о том, что важно добавить…

Я не знаю, что получится в итоге: мастер-класс, вебинар, серия писем или электронная книга. Знаю только, что помогу сотням людей стать счастливее: исполнить мечту, издать и продать свою книгу максимально просто.

Пока я готовлю это прекрасное что-то, в Instagram и Facebook предложила вам задать свои вопросы. Этот же пост для ответов на них.  

Где-то получилось кратко, потому что говорить я могу только из собственного опыта — самостоятельного издания двух книг. Но в каждом случае я постаралась помочь вам найти информацию и оставить полезные ссылки.

Многие заданные мне вопросы относились к классической публикации книг — через издательство. Я же для себя такой вариант даже не рассматривала.

С данной книгой моя задача состояла в том, чтобы ровно ко дню своего тридцатилетия издать сборник коротких и личных эссе, бесполезных для издательства, но важных для сердца и долгожданных для моих читателей.

В случае работы с крупным издательством для автора все бесплатно, долго и непредсказуемо. Издательства не скрывают, что ждут скорее авторов с медийными мощностями и сотнями тысяч подписчиков, ярких и в то же время похожих на уже изданные бестселлеры — в общем, хоть как-то гарантирующих продажи и минимальные риски для издателя. О том, какое чудо заполучить такой вариант, вы поймете из ссылок ниже.

Мелкое издательство предложит печать за счет автора, сделает ее максимально дешевой, а всю последующую продажу и распространение книг на себя не возьмет. Почему — понятно из этого интервью, не пропускайте.

Мне же было важно сделать книгу красивой и качественной, уложиться в накопленные 700 долларов и оставшиеся три недели, а значит проконтролировать каждый этап и выбрать надежных подрядчиков, самой.

Когда я задумала книгу ровно ко дню рождения, у меня оставалось двадцать дней. Издательство бы за это время даже не успело найти мое письмо среди тысяч похожих, а я за неполный месяц преодолела путь от идеи в черновике до бумажной книги в руках. Моей идеальной книги.

Я справилась. Книга вернулась из печати даже на три дня раньше. Временами мне хотелось завыть о том, что «все это нереально», но мотивация была сильнейшая, и я не только сама трудилась ночами, но и нашла такие слова, чтобы вдохновить на высококлассную работу тех, кто был в команде.

Получилось все быстро, недорого и качественно. А для этого я сделала 10 шагов:

  1. составила в  coggle.it пошаговую схему действий, добавив даты для каждого периода
  2. нашла подрядчиков — корректора, редактора, иллюстратора, дизайнера обложки и программу для самостоятельной верстки, местную типографию, после добавила в схему озвученное ими время на работу и стоимость услуг (если нужны чьи-то контакты, обращайтесь)
  3. за неделю из распечатанных черновиков, обливаясь кровью и потом редактуры, составила текстовый блок и отправила корректору с просьбой правок в формате комментариев
  4. за ночь мы вместе профессионально подготовили рукопись, к этому же времени я определилась с иллюстрацией для обложки и купила на нее права
  5. еще за одну ночь, не имея никакого опыта, я сверстала книгу в Ridero, оплатила 1000 руб. за премиум-аккаунт, чтобы скачать финальный PDF-файл
  6. с этим же файлом я написала в типографию, с которой уже заключила договор, и книга ушла на пробную печать
  7. за три дня и 2600 руб. я получила 20 “сигналов” — пробных экземпляров, по которым я увидела качество печати, могла делать финальную вычитку и правки и которые я использовала для промо-фото и запуска предзаказа
  8. в своей день рождения я открыла предзаказ на книгу, написав вот такой пост и оставив ссылку на простую форму заказа
  9. за сутки на основе этого предзаказа я определилась с объемом первого тиража и отдала его в печать, потому что первые 50 заказов книги мне практически покрывали тираж в 300 экземпляров, и дальше я была только в плюсе
  10. дальше последовали 2 недели печати тиража, за которые я успела с каждым покупателем книги пообщаться, подобрать вариант международной оплаты, записать адрес и подготовить письма, которые оставляла в каждой книге, и еще две недели мы провели с мужем в походах на почту. Боже, храни мои таблички учета, по которым в любой момент времени с каждым из трехсот покупателей книги я могла отследить оплату, проверить адрес, почтовый трекинг, любую деталь переписок и мелких договоренностей из всевозможных мессенджеров.

Ошибок я совершила немало. Потратила силы, деньги и время там, где их можно было бы не тратить. Зато сделала максимально хорошо и вложила в это приключение больше, чем все свое сердце. У меня в черновиках есть посты для вас и об «ошибках», и о том, что именно я делала, чтобы впервые в жизни довести такое важное дело до конца. О самокоучинге и арт-практиках, которые помогли не сдаться. О своем “книжном ангеле”, которому отчитывалась каждый день о проделанной работе, и то ныла в плечо, то делилась маленькими радостями процесса.

Перечисляя ингредиенты рецепта, по которому так все здорово получилось, я бы точно назвала:

  1. СХЕМУ — у меня был план ежедневных действий, и по маленьким шагам он не казался невыполнимым
  2. МОТИВАЦИЮ — я четко понимала, зачем мне эта книга и почему именно сейчас она так важна для моей души и жизни
  3. ДИСЦИПЛИНУ — не имея ни времени, ни ресурсов, я нашла их и организовала свою жизнь и работу так, чтобы довести до конца и уложиться в срок (хотя дети болели и шикарные сотрудничества предлагали именно в эти дни — проверки!))
  4. ЛЮБОВЬ. Да, именно любовь к словам, к своей мечте помогла мне сдержать слово и сделать дело. Именно любовью я окутывала каждую страничку рукописи, каждого подрядчика, каждого покупателя. Именно на любовь притянулось все и вся — и те, кто покупал книгу, зная меня только день, и прекрасные люди, которые были в команде. Именно любовь помогла принять все изменения, которые произошли в процессе. Книга получилась совсем не такой, какой я ее задумывала. И даже название она сменила перед самой печатью. Но все получилось именно так, как должно было получиться, и если бы я могла еще раз повторить этот великолепный дурдом, я бы сделала все точно так же.


Сухие данные для тех, кому важны цифры:

  1. Мои затраты: редактор + корректор 4000 руб., покупка прав на использование иллюстрации для обложки 4000 руб., дизайн обложки 1000 руб., покупка премиального аккаунта в Ridero для возможности скачать PDF для типографии 1000 руб., печать 300 экз. обошлась мне в 14 500 грн. или 35 000 руб., за получение ISBN я заплатила 250 грн. или 600 руб., но если бы у меня были в запасе три дня, то получила бы код бесплатно в Ridero (после их модерации для выставления книги в Amazon, Ozon, Litres, что лично я делать не стала).
  2. В типографию я подавала следующее тех.задание: А5, твердая обложка с матовой ламинацией, 76 страниц, бумага белая 100 гр, печать ч/б (1+1), тираж 300 экз. По печати вариантов масса и разъяснений для начинающих писателей тоже много. Я же выбирала самый простой и быстрый путь — самостоятельную верстку и стандартный формат, но за счет красивенной иллюстрации и матовой ламинации обложки про книгу пишут, что ее не хочется выпускать из рук.

 

 

Ниже я оставлю для вас полезные ссылки, которые помогут информацией и вдохновением. Материалов в интернете море, это не лучшие, а просто те, которые попались мне под руку и очень поддержали.

Здорово подготовиться информационно и морально, прежде чем отправиться в путь за своей книгой. Собирайте данные, слушайте тех, кто откликается, задавайте вопросы, делайте выводы лично для себя.

МОИ ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ:

  1. сначала я нашла свои закладки с двумя статьями Леночки — раз, два
  2. после прочитала вот такое руководство по изданию книги — отличная статья без прикрас
  3. помогло и узнать о чужом опыте самиздата — раз и два, почитать советы бывалых и еще раз убедиться в своем решении
  4. послушала альтернативное мнение публикующихся авторов (и поняла, что не все вспоминают про третий путь — Ridero + местная типография)
  5. были у меня среди вкладок и вот такие видео — раз, два, три
  6. а если бы я выбрала написание крупной художественной формы или экспертную деловую книгу и собралась бы искать для готовой рукописи подходящее издательство, то ныряла бы глубже и перечитала-переслушала все-все на сайте avtoram.com и в блоге Артема Сенаторова, прямые эфиры в Инстаграм которого мне очень нравятся своей четкостью и информативностью.

А теперь к тому, для чего и был создан этот пост. К ответам на ваши вопросы.

Я сохранила изначальную последовательность вопросов и не стала классифицировать. Верю, что каждый заметит то, что важно для него именно сейчас. Тем, кто дочитает до конца, тройное ура) А я буду рада вашим комментариям.

1. @irashuleshko Как избавиться от страха: «Кто я такая, чтобы писать книгу? Кто сказал, что я вообще могу и у меня талант? И почему люди вообще должны это читать?» Я решаюсь, редактирую тексты, а потом возникают эти мысли, и все — ступор полнейший.

Ира, я тебя поздравляю, ты в уютной компании 70 процентов всех людей на земле, на которых время от времени накатывает синдромом самозванца. Именно так называется вот это “кто я такая, чтобы…”. Ему особенно подвержены люди с высоким потенциалом, а как с этим синдромом подружиться и сделать так, чтобы такие вопросы не тормозили жизнь, отлично рассказывает Елена Резанова.

Лично я с этим страхом и начинала книгу, и заканчивала, и издавала — никуда он не делся. Говорят, что и опытные именитые писатели задают себе такие же вопросы: “Кто я такой? Почему люди вообще должны это читать?”. Поэтому нам остается выбрать: ступор и страх или движение и жизнь. Можно ведь до последнего своего вдоха промучиться вопросом “кто я такая”, а можно пойти и попробовать, поиграть, наошибаться так, чтобы было потом над чем смеяться с внуками.

Шикарное видео по схожей теме — выступление Элизабет Гилберт на Ted “Ваш неуловимый гений”. Если слушать удобно на русском, нажимай три точки справа под видео и выбирай “Посмотреть расшифровку”.  

Второе видео, которое очень хочется всем творческим душам порекомендовать, выступление на Ted Веры Полозковой “Скрытое сокровище” — клик.

2. @katia.guliaeva Мариам, спасибо тебе огромное за этот пост! Самый большой вопрос, наверное, это где и как найти читателя? Будет ли книга интересна кому-то, кроме меня и близких?

Катя, привет! Пока книги нет, не узнать, интересна ли она хоть кому-то. Значит, надо писать, пробовать и смотреть. Можно ведь начинать не с книги, а с постов в своем блоге или на страничках в социальных сетях. Найти читателя в наше время проще простого — есть писательские сайты, сообщества, творческие группы, личные профили в социальных сетях, где можно размещать для тестирования фрагменты будущей книги. От получения обратной связи нас отделяет одна лишь кнопка — “опубликовать”.

Здесь есть два момента, которые мне бы хотелось прокомментировать. Первый: очень важно найти именно своего читателя. Когда мы делимся не с теми, кто готов понять и оценить, мы не делимся, а выкидываем. Я начала искать своего читателя еще десять лет назад, когда открыла блог в ЖЖ. Писала искренне, о том, что интересно лично мне, писала так, как было важно для меня в тот период. Как следствие, в читателях оставались только те, кому это откликалось. Я понимала, кому я интересна и сколько таких людей, а впоследствии именно из этого количества я и рассчитала тираж книги, который не остался лежать на полке, а моментально разлетелся по тем, кто книгу уже ждал.

Второй момент заключается в том, что важно не замыкаться в кружке сложившихся читателей. Когда такой круг замыкается в своем комфорте хвалебных речей и взаимной поддержки, может не остаться кислорода, особенно для профессионального роста. Я не реагирую на лавину охов и ахов после публикации текстов, и всегда очень благодарна за профессиональную критику. Даже за любую критику. Если уже хоть кто-то где-то споткнулся, значит, в тексте есть, что менять, и всегда есть, куда расти.

Но критика творчества — одна из самых тонких и субъективных вещей. И когда я на авторском вебинаре одного из известнейших российских издателей слышу: “Не переношу Чехова, я бы его сейчас ни за что у себя не печатал, моралиста”, — убеждаюсь в этом. Для меня до сих пор загадка, к кому прислушиваться и «судьи кто». Важно, мне кажется, просто быть открытым и готовым к росту и прислушиваться только к той критике, что будет не ломать крылья, а помогать их расправлять пошире,  как бы порой болезненно это не было.

3. @helgash Как подобрать издательство под стиль и тематику книги. Как и с кем вести переговоры. Ошибки при заключении договоров.

Ольга, мой опыт — это самиздат. О том, как найти издателя, вести переговоры и каких ошибок важно избежать при заключении договоров, можно почитать на первой же странице сайта avtoram.com или поискать у @pishemknigu.

4. @shust_rova У меня два главных сейчас вопроса, на которые ловлю ответы из Вселенной. Какой тираж заказывать, чтоб потом он мертвым грузом не взгромоздился на полки шкафа? Книги, изданные не в взаправдашнем издательстве (Эксмо, АСТ) – они ведь такие же полноценные, настоящие книги?

Ксю, отвечая на первый вопрос, предложу тебе организовать предзаказ книги за неделю до того, как ты ее будешь отдавать в печать. Это отличная подстраховка для автора. Я понимала, что с 50 оплаченных заявок могу напечатать уже 300 экземпляров и выходить в плюс. Эта цифра была превышена, пока я не успела себе чай заварить, и ни риска, ни переживаний не осталось.

Есть и другие варианты не оставить книгу лежать мертвым грузом — венецианская система, краудфандинг

А про самиздат могу лишь сказать, что да, моя книга настоящая. Да, та же Джулия Кэмерон начинала «Путь художника» с самиздата. Да, Ольга Котрус, которая издала свою книгу самостоятельно тиражом в несколько тысяч экземпляров, самый настоящий, звездный автор. Или посмотри, как с той же первой кофейной пробы в Ridero взлетела Маша Сорока. И невозможно не вспомнить о прекрасной Марии Фариса, которая издается исключительно через Ridero и делает акцент на электронных книгах…

А сколько примеров того, как самиздат с Amazon врывается в бестселлеры, и после кинокомпании покупают права на экранизацию уже у человека лично, а не у издательства (взять того же Мэттью Мэтера и 20th Century Fox). Есть, над чем задуматься!

5. @nelly_danelly Стартовый капитал. Оптимальный тираж для первой пробы. Обзор платформ для издания.

Я уложилась в семьсот долларов, но здесь все будет индивидуально. Финальная сумма зависит от количества страниц, формата книги, выбора бумаги, обложки, наличия иллюстраций, стоимости услуг корректора, редактора, дизайнера, верстальщика, выбора типографии, объема тиража… Про оптимальный тираж писала выше, спасает предзаказ. По платформе мой выбор Ridero, но сейчас появился selfpub.ru, samolit,com, давно есть feiyr.com для электронных… Площадки перечислены здесь и вот в таких статьях есть обзоры. 

6. @rabbitwtf Вот про авторское право интересно. Про самостоятельную публикацию. Про то, как обобщить все рассказы одной темой. Кому дать оценить трезвым взглядом, до редактора, если семье и друзьям не так и правильно. Ценообразование. Сколько времени ушло у тебя на книгу. Спасибо!!!

Про авторское право подробно написано на сайте avtoram.com и в профессиональных статьях. Я не регистрировала его и даже, как это делают “по старинке”, не высылала себе распечатанный текст по почте. Дело в том, что в книге достаточно поменять одну лишь фразу — и это уже будет другая книга. Если тебя беспокоит возможность кражи рукописи, поданной в издательство в полном формате, то тут следующая ситуация: судебные тяжбы намного дороже мизерного авторского гонорара, поэтому издательству, если вдруг они так захотят твой текст, проще заплатить автору и сделать все честно, чем красть.

Увы, сейчас актуальнее вопрос, как вообще продать свой текст, а не как его защитить от воровства. Дай Бог, чтобы он был кому-то нужен) Про обобщение текстов одной темой расскажу уже позже, в рамках собственного опыта. Это объемно. Как и про тех, кому давать текст на оценку и нужны ли вообще тестировщики для самиздата. Ведь отличный вариант — публиковать фрагменты в своем блоге: и обратная связь, и понимание количества людей, которым эта книга потенциально будет интересна.

Ценообразование и затраты по времени описаны выше: полтора года я пыталась начать и бросала, а после за три недели собрала уже написанные ранее тексты, отредактировала, собрала в сборник, сверстала и напечатала. Когда готов к дисциплине и четко понимаешь, зачем тебе это, все получается быстро. В свое время.

7. @sus_olga Первый вопрос, сколько приблизительно нужно вложить денег и как можно минимизировать расходы? Я на примере создания трансформационной игры убедилась, что предполагаемые расходы оказались в два раза больше, но первый блин… Второй — А что такое синапсис? Третий — А есть ли корректор в издательстве, или его искать отдельно?

Про деньги написала выше. Я в каждом шаге старалась минимизировать расходы. Чтобы еще сократить сумму, могла бы не покупать иллюстрацию у популярного художника, а скачать красивую картинку на стоке за доллар. На случай отказа иллюстратора у меня был список отличных вариантов таких иллюстраций.

Про синапсис рассказано в этих статьях — как его написать, зачем, в чем отличие от аннотации и пр.

Издательство будет обязательно редактировать и корректировать книгу, а в случае самиздата лично нанимала корректора и редактора в одном лице. Будут нужны контакты, пиши.

8. @natalia.litviakova Как сесть и дописать книгу?  

«Сесть и дописать» — это вопрос мотивации и дисциплины. Лично я воровала у себя время: вставала в 4 утра, писала урывками в телефоне, занимала каждую свободную секунду мыслями о книге, отключала вообще все уведомления в телефоне и компьютере и удаляла из жизни все лишнее на время написания рукописи. У Артема Сенаторова есть хорошее видео о писательской дисциплине.

А поддерживать мотивацию мне помогли арт-практики. После полутора лет проб и ошибок я для себя нашла несколько отличных техник. И даже создала свои. Всем буду делиться на мастер-классе, который сейчас готовлю, и в будущих постах в своем Инстаграм. Но главное, что помогло посадить попу на стул и дописать — это ценность поставленной задачи, которую я для себя очень глубоко осознала. Прочувствовала. Достаточно прописать, зачем тебе книга. Почему это так важно. Именно сейчас. И что будет, если ты ее в этой жизни так и не напишешь. Как ты себя будешь чувствовать. Что ответит рука?

9. @sophi_novosad Вот напишу я книгу, издам. А дальше что? Что делать с тиражом? Писать ли свое имя или псевдоним? Как сказать близким, что ты пишешь или написал книгу?

С тиражом делать то, для чего он предполагался: дарить, продавать, рекламировать, использовать как визитку или искать пути реализации в магазинах… Писатель, издавший книгу самостоятельно, становится предпринимателем, которому остается только и продавать свой товар. К этому важно быть готовым. Можно почитать вот эту статью о том, что происходит после станции «Напечатано».

Указывать имя или псевдоним — индивидуальный выбор автора. Те, кто развивают свой бренд, акцентируют на настоящем имени. Те, для кого важно одеть маску, имеют на нее полное право. Та же Джоан Роулинг после головокружительного успеха пользовалась псевдонимом для новой книги. Маски ведь можно менять и играть в них без особого риска. О псевдонимах есть подробная статья.

Близкие узнают о выходе книги первыми. Не заметить этого невозможно. Если писать и редактировать еще можно тайно, то после издания книги ты увидишь в зеркале совершенно другого человека. Да и тираж не спрятать)) Поэтому можно сказать о книге на любом этапе, тут все индивидуально и важно смотреть по своему личному комфорту. Мастера советуют никому о книге не говорить, пока рукопись не закончена. Не тратить важную энергию на разговоры и чужие реакции. А у меня была другая история: подруги поддерживали, а муж со мной и редактировал тексты, и выбирал их в сборник, и жил на почте. Другие же родные отреагировали очень по-разному. Я об этом как-то напишу отдельную историю в Инстаграм. Но какая разница, кто и как отреагирует?

10. @valushann Мариам, а ещё вопрос: что оказалось совсем не так, как вы планировали? Ожидание/реальность — было что-то из этой серии?

Валюша, спасибо за вопрос! Для меня это был уже второй опыт самостоятельного издания книги, поэтому с технической стороны сюрпризов практически не было. Но на мастер-классе отдельная история посвящена тому, что в следующий раз я обязательно сделаю по-другому, поделюсь. Если кратко и по технической стороне: 1) книга в процессе написания сменила и наполнение, и название; 2) второй тираж получился другого цвета и с обрезанной по бокам иллюстрацией; 3) я писала очень длинные и подробные письма в ответ на заказ книги, а многие оказались их не готовыми читать, и тут до меня дошло, что такой контакт должен быть максимально кратким и информативным, более того, огромная часть писем попала в спам, и я искала людей в соц.сетях; в следующий раз я однозначно на лендинг с заказом книги прикручу кнопку «купить» и систему автоматической оплаты.

11. @oberona Вот книга есть, все сопроводительные документы готовы. Дальше возникает вопрос — кому и как ее передать? Электронка? Контакты на сайтах? Когда придет положительный ответ, как дальше строятся отношения с издательством? Договор? На что обратить особое внимание? Какие могут быть подвохи? Кто определяет качество печати? Можно ли свои иллюстрации сразу? Вычитку и корректуру нужно мне перед отправкой сделать? Или издательство само делает? Достаточно ли общаться с издателем на расстоянии, или нужно нанести личный визит на каком-то этапе?

Об этом и о многом другом на сайте, который не устану советовать как энциклопедию — avtoram.com. У меня был иной опыт — самиздат. А вот эта статья ответит на большинство вопросов.

12. @elenfedotova Что делать, если хочется что-то написать, но идеи/темы пока нет? Как её выбрать — что-то придумать, нафантазировать или поделиться историей жизни? 

О том, как искать темы для текстов, я писала вот здесь. А если мы говорим о теме книги и большой идее, важно дождаться момента искры и пока «скрести на идею»: замечать, что цепляет, что зажигает, собирать отдельные слова, фразы, свои заметки по разным коробочкам, однажды в одной из них станет заметно больше материала, и тогда можно смотреть — а вдруг это книга?

13. @svetnamayake Вопрос наверно не совсем по теме: литературные сайты, порталы, где можно публиковаться, кроме Проза.ру? И чем отличается издать книгу самой в Ридеро или в издательстве? Может издательство не обязательно?

Светлана, привет! У меня встречный вопрос: публиковаться на сайтах с какой целью? Если для обратной связи и поддержки творческой тусовки, то подойдут и такие группы, как мой “Домик писателя”, и активно развивающийся сейчас Sweek, где постоянно проходят писательские конкурсы, которые очень помогают начинающим авторам. Лично я публиковала тексты только в своем блоге и соц.сетях.

О разнице издания книги в Ridero или по классической схеме через издательство говорили выше.

А о том, куда податься начинающему писателю, я видела только такую статью.

14. @aru_nurkadilova Писать ли о персонаже, что путешествует во времени (фантастика или фэнтези)? Или такая книга обречена на провал? И почему?

А почему нет? Писать важно о том, что горит, что интересует автора настолько, что он готов все свои свободные часы, дни и месяцы тратить на героев и их приключения. Никто не знает, какая книга «выстрелит», а какую ждет провал. Даже издатели, когда берут рукописи в работу.

Я слушала много вебинаров издателей, и все они в этом вопросе сходятся в одном: советуют не подгадывать под тренды (потому что пока книга будет написана и издана, тренд давно сменится другим), писать только о том, что безумно интересно самому автору (потому что без этой горящей энергии читателей не зацепить и не продержать от первой до последней страницы).

Более того, порой одна лишь книга формирует тренд на целый жанр (как это было с книгой «Марсианин» и космической фантастикой). Писать важно то, что хочет быть написанным.

Анна Берсенева, звездный автор нескольких десятков (!) книг на своем вебинаре говорила: «Ориентируйтесь только на свой интерес и огонь. Только на себя. Пишите с чувством внутренней свободы. О том, что интересно, чем хочется поделиться. Не ориентируйтесь на рынок, издательства, продажи… Пишите для себя».

15. @verbalmagician  Как заинтересовать издателя? Как сделать так, чтобы он захотел напечатать именно эту книгу? Какой жанр сейчас с радостью возьмут в печать?

Я не занималась этими вопросами, но читала инструкцию здесь. А о том, какой жанр сейчас с радостью возьмут, недавно слушала Александра Прокоповича, главного редактора издательства «Астрель-СПб», и на этот вопрос он ответил так (это выдержки из моего конспекта):

«Мы живем в обществе, которое не приветствует смелость. И сейчас в России продолжает держаться тренд на исторические книги, все качественные книги направлены «назад». Выпускать подобие — некая гарантия найти потребителя. Система «ремейков» действует до сих пор. Но издательствам нужны новые имена, а не второй Чехов.

Да, издавать зарубежных авторов — проще. Мы покупаем зарубежного автора уже с хорошим «шлейфом», с рецензиями… Если автор по всему миру продал тридцать миллионов, то издатели понимают, что тысячи три в России автор тоже продаст. Когда же мы говорим о новом отечественном авторе, мы не знаем о нем ничего. Да, дополнительная гарантия — медийные авторы, с сотней тысяч подписчиков, но и это тоже всегда риск.

Что касается жанров, есть ниши, которые практически не заняты: психологический триллер, хоррор, детективы-триллеры, которые сейчас так популярны во всем мире… Но надо понимать, что в России больше жанров тех, которых нет, чем те, которые есть».

16. @bosikom_po_lyzham Какой минимальный объем? Пока есть 70 листов А4, не отредактированных.

У меня сейчас на полке стоят одни из самых любимых книг: Светы Юрченко в 28 страниц и Яны Мори в 75. А твои 70 вордовских превратятся в книжные 160. Вопрос качества и количества, что для тебя в книге важнее? Да, издательство будет ждать от тебя 7-8 авторских листов, при том что один равен 40 000 знаков.

Это еще один плюс самиздата — не доливать воду до чьей-то нормы, а писать и печатать только то, что важно. Лично я сократила свою книгу в три раза, пока редактировала, и мои 210 книжных страниц превратились в 78. Зато каждая буква на своем месте, и я получила именно то, что хотела — концентрацию тепла и смысла.

17. @tnatali Марьям, я проиллюстрировала детскую книгу моей подруги. Теперь она хочет её издать. В каком виде подаётся книга? Она должна быть сверстана? Какие тут подводные камни? Что надо знать? Она хочет попытаться не самиздат сначала.

Дорогая, если подруга хочет идти классическим путем, через издательство (что логично при стоимости печати цветной иллюстрированной книги), то надо читать конкретные требования каждого издательства на его сайте. Они очень разные. Кто-то попросит синопсис и первую главу, кто-то только рукопись и откажется от иллюстраций…

Издание детских книг — отдельная история. Здесь важно найти тех, кто разбирается в этом рынке, посмотреть вот такие ролики на YouTube, написать во все издательства, которые подходят по профилю. А еще лучше найти желанного издателя в том же Facebook и внимательно следить за тем, что пишет человек. Впитывать, разбираться потихоньку и попросить личного совета, когда до понимания останутся лишь штрихи.

18. @tell_me_forest Мне интересно, нужно ли искать агента или лучше работать напрямую с издательством? А если так, то как достучаться до редактора в издательстве без агента?

Про литературных агентов в России ходят легенды как о несуществующем виде специалистов, но вот такую статью я нашла на профессиональном сайте. Про них еще и здесьА если без агента, то “достучаться” до редактора — это зайти на сайт  издательства, найти контакты для авторов и написать письмо. Только дело в том, что оно будет одним из тысяч. И попадет сначала ридеру при издательстве — это часто фрилансеры, которые читают рукописи, оценивают их по заданным параметрам и только после (может быть) передают редактору.

Многие авторы уже поняли, что издателей можно найти в соц.сетях, читать, дружить и обращаться с рукописью напрямую, будучи знакомыми. Можно пользоваться и тем, что издательства делают свои курсы, выпускники которых имеют преимущество в рассмотрении заявок. Например, на сайте курса “Мастер текста” от издательства “Астрель-СПб” это прописано даже в условиях для слушателей: «Приоритетное право рассмотрения рукописей редакцией «Астрель-СПб» сроком на 1 год.» 

19. @tell_me_forest Ещё очень интересно, если это возможно, подробности того, на каких условиях напечатали твою книгу. Знаю из опыта другого автора, что зачастую соглашаются печать только за счёт автора, а потом продавай, как хочешь. Какой договор был у тебя? И насколько издательства может сейчас заинтересовать сборник личных рассказов, а не роман, например?

У меня был самиздат, каждый этап был только в моих руках и под моей ответственностью. Да, издательства, особенно мелкие, зачастую печатают книги только за счет автора, никто не хочет рисковать и вкладывать собственный бюджет в того, кто неизвестно — продастся ли с верхних полок магазинов. И в любом случае продавать приходится самому автору. Именно поэтому издательства заинтересованы в авторах с готовой медийной площадкой — сотнями тысяч подписчиков, чтобы хотя бы стандартные три тысячи тиража был шанс реализовать.

Про сборник рассказов я спрашивала в издательстве, и мне ответили, что сейчас «сборники рассказов принимаются на ура, издателя автор короткой формы может заинтересовать своей индивидуальностью, посмотрите на нетривиальный пример Ольги Бешлей». К слову, я ее еще не читала)

 

P.S. Друзья мои, остались вопросы — задавайте в комментариях, и я дополню этот пост. А пока хочется сказать лишь одно: пишите, если не можете не писать. Издавайте книгу, если для вас это важно. Надеюсь, что этот пост и многочисленные ссылки помогут вам разобраться, что лучше в конкретном случае.

Любой вариант будет правильным. Потому что он будет вашим. Издавать. Не издавать. Печатать 20 экземпляров. Печатать 1000. Делать книгу электронной. Бесплатной. Оставлять три экземпляра внутри семьи. Регистрировать авторское право. Не регистрировать. Идти в издательство. Печататься самостоятельно. Или попробовать в книгу просто поиграть… 

Издание своей книги – это поступок. Настоящий человеческий поступок, который переписывает жизнь. Меняет состав вашей крови. Наполняет ее смелостью и кислородом. Высвобождает фантастическое количество сил и энергии на следующие мечты и открывает невероятные дороги. Издать книгу мечтают миллионы людей, это статистика, а доводят это дело до конца меньше семи сотых процента. Вы можете себе это представить?! Да, вы будете в меньшинстве удивительных людей. Авторов. И это звание на всю жизнь. Это ощущение «я могу», «я писатель», «я автор книги» будет с вами навсегда – невидимой и бесконечной силой.

 

© Текст — Мариам Головня. Все фотографии в посте авторства Анны Ефетовой. Заказать мою книгу «В город вернулся дождь» можно по ссылке